?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несколько слов о деталях костюмирования современных телефильмов (о некоторых кинофильмах более раннего времени мы уже говорили) - по просьбе, пришедшей на днях в личку.


1. В одной из серий "долгоиграющего" детективного телефильма "Свидетели" (6 серия - "Ошибка домушников") среди украденных вещей (в современной нам с вами "действительности") фигурирует награда советских времен, которую один из персонажей - сотрудник особой спецслужбы: "Следственно-аналитического управления" - весьма уверенно атрибутирует как "орден Трудового Красного знамени":

Задача коллег этого, достаточно молодого, но неплохо (как представлялось создателям этой серии) разбирающегося  в наградах советского периода, персонажа - выявить владельца этого ордена по имеющемуся на его оборотной стороне номеру - достаточно быстро решается с помощью электронных баз данных и уже в следующем кадре сам орден появляется во весь экран:


Вроде бы - все чинно и аккуратно, если бы не одна деталь... На экране - орден Красного знамени (цвета колодки : белый и красный), тогда как орден Трудового Красного Знамени и выглядит иначе, и цвета колодки у него совершенно другие:

1- Орден Красного Знамени
2 - Орден Трудового Красного Знамени

Обиднее всего то, что сериал "Свидетели" создан совсем недавно - уже в ту эпоху, когда не требующий каких-то дополнительных интеллектуальных усилий "гуглеж" дает совершенно адекватные результаты. Как их угораздило так лопухнуться?..

Наиболее вероятным мне представляется следующий вариант: в сценарии было действительно написано про орден Трудового Красного Знамени, но тот человек, который на этих съемках отвечал за реквизит, просто небрежно отнесся к этому обозначению и, вследствие собственной невнимательности, с помощью того же поисковика вместо требовавшегося от него результата получил совершенно другой - хотя и вполне достоверный - результат, соответствовавший другому запросу: орден Красного Знамени.

2. И еще одна "сериальная" загвоздка, но на этот раз - уже не с наградами... Время действия сериала "Консультант" (тоже снятого очень даже недавно) - перестроечная эпоха (на стене кабинета - портрет М.С. Горбачева)...

Обратим внимание на одного из действующих в 7-й и 8-й сериях лиц. На правой стороне груди старшего советника юстиции хорошо виден одинокий вузовский "поплавок" (к слову: в этой и следующей сериях у остальных его коллег - старших и младших советников юстиции - этого значка почему-то нет...).


В следующей серии рядом с "поплавком" появляется еще какой-то знак...







Ба! Да это же хорошо известный всем, служившим в советское время, знак "Гвардия"!..



Вот только откуда он взялся у работника прокуратуры? Вроде бы гвардейских частей и соединений (солдаты и офицеры которых и должны были носить такие знаки) в прокуратуре СССР не было...

Но раз этот знак у персонажа появился, значит хоть какое-то объяснение этому должно быть... Самым простым способом подбора деталей при костюмировании в данном случае может оказаться обращение к фотографиям советского времени, на которых различные работники прокуратуры запечатлены в соответствующей форме.

Скорее всего, те, кто отвечал за костюмы в этом сериале так и поступили: либо обратились к чьим-то домашним фотоархивам, либо сделали запрос в какой-либо архив какого-либо подразделения нынешней прокуратуры, или же, на самый худой конец, обратились к всезнающему поисковику...

Попробуем пойти по самому простому пути и, в поисках деталей униформы прокуратуры советского периода, обратимся к общедоступным данным - например, к материалам с сайта Ульяновской прокуратуры (на данной конкретной страничке размещены фотографии и биографические данные работников прокуратуры - участников Великой Отечественной войны).


(Старший советник юстиции Анатолий Григорьевич Достовалов. С правой стороны груди четко видны два "поплавка", знак "Почетный работник прокуратуры СССР" и - выше них - знак "25 лет победы в Великой Отечественной войне")


(Старший советник юстиции Василий Васильевич Кузовкин. На правой стороне груди - один "поплавок", знак почетного работника прокуратуры и знак "25 лет Победы...")



(Советник юстиции Анатолий Александрович Сухоручкин. )



(Юрист 1-го класса Федор Тихонович Мальцев. У обоих - один "поплавок" и знак "25 лет Победы...")



(Советник юстиции, полный кавалер ордена Славы Сергей Петрович Трофимов . На правом лацкане - "поплавок", в верхнем ряду ближе к лацкану - знак "25 лет Победы...", в нижнем ряду крайний справа - знак "Гвардия")

Наконец-то удалось найти знак "Гвардия" на форменной одежде работника прокуратуры советских времен! Но, может быть, это - какой-то уникальный, единичный случай? Поищем среди других фотографий...

Удача сопутствует нам (хотя подписи под фотографиями, к сожалению, не всегда наличествуют):

Знак "Гвардия" на том же вместе - с правой стороны груди, в нижнем ряду самый крайний справа.


Знак "Гвардия" - на правой стороне груди, в верхнем ряду крайний справа.

В принципе, на этом можно и остановиться: действительно, как мы видим, работники прокуратуры могли носить знак "Гвардия" на форменной одежде. Однако, в нашем случае, вопрос этим не исчерпывается...

Мы обнаружили знаки "Гвардия" на фотографиях участников Великой Отечественной войны (это указывает на то, что их боевой путь был пройден в рядах гвардейских частей и соединений, поскольку данный знак является обозначением принадлежности к конкретной воинской части, получившей наименование "гвардейская". Общую численность гвардейских частей и соединений в годы Великой Отечественной войны можно найти в "Военном энциклопедическом словаре (М., 1984. С. 183; вики). Причем основной особенностью этих фотографий является то, что они сделаны не в условиях повседневности (даже самая последняя фотография - старшего советника юстиции с внуком), а, так сказать, специально "при полном параде": с самими наградами, а не с заменяющими их в обиходе планками.

Поскольку ни сюжетом в целом, ни какими-либо специальными репликами в эпизодах знак "Гвардия" на кителе не очень пожилого старшего советника юстиции в 8-й серии "Консультанта" не обосновывается, на наш взгляд, возможны два варианта для объяснения внезапного появления такой детали при костюмировании: 1) ребята решили просто пошутить ("приколоться") и с интересом стали следить за реакцией зрителей - заметит кто-то или не заметит; 2) фотографии со знаком "Гвардия" (в любом из перечисленных нами источников) были найдены уже после того, как закончились съемки 7-й серии и их, не разобравшись в специфике условий ношения этого знака, решили использовать в качестве обоснования для ттого, чтобы "дополнительно украсить" такой деталью китель персонажа, совершенно не вписывающегося по возрасту в ряды участников Великой Отечественной войны... Возможны, конечно, и какие-то другие варианты объяснений, но, как представляется, они все должны быть объединены одной важной чертой - недостаточной достоверностью сведений, полученных костюмерами и их собственной невнимательностью как в процессе съемок, так и в подготовительный период - при подборе образцов костюмов.

Лично мне кажется, что устоявшаяся (ещё, к сожалению, с советских времен (1, 2, 3)) традиция небрежного и невнимательного отношения к фалеристическим деталям костюмирования, так усиленно продолжаемая каналом НТВ - не самая лучшая в отечественном кино и от неё хорошо бы отказаться...

Спасибо за внимание!

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
veikko_helminen
Apr. 21st, 2017 08:44 pm (UTC)
С долгожданным продолжением!
Спасибо Вам, почтеннейший коллега, за профессиональное и интересное исследование! Впрочем, я что-то не припомню ни единого случая, где бы Вы подвели читателя. ;)

Увы, незаметные глазу большинства зрителей фалеристические детали - потому что они, зрители, в них, деталях, просто не разбираются, как и создатели (как теперь выяснилось, даже если орден "в главной роли") - влекут за собой массу интереснейших комментариев после предварительного тщательного исследования. Это, конечно, относится не только к кинофалеристике.

У меня пока один вопрос к Вам: а как Вы вообще "набрели" на этот сериал? Случайно бросили взгляд на включенный телек? (Эх, блин, два вопроса получилось.)
ser_serg
Apr. 22nd, 2017 08:55 am (UTC)
Re: С долгожданным продолжением!
Спасибо, почтеннейший коллега, за высокую оценку моих нескромных трудов!
Ссылку на эти сериалы мне пришли в личку: один из "нерегулярных читателей" (как он себя охарактеризовал) моего ЖЖ обратил внимание на мои прошлые материалы по кинофалеристике и задал вопрос по этим двум фильмам с примерным указанием номеров серий. Раскадровку делал уже я.

Ответ получился большой и, как мне показалось, могущий представлять интерес не только для одного человека, поэтому я и решил его опубликовать в качестве самостоятельного материала. Наверняка есть и еще ляпы - в этих или других сериалах. Но тут уже даже сложно предположить в чем дело.

Согласен, что подавляющему большинству зрителей эти детали костюмировани совершенно ничего не говорят, и никак не влияют на восприятие фильма. "Нервничают" по этому поводу обычно лишь профессионалы и "большие любители" (вроде меня)))). Ведь, как мы с Вами помним, огромный ляп с орденом св. Георгия был допущен в фильме "Звезда пленительного счастья", но сам фильм практически ничего от этого не потерял... В настоящее время, как мне кажется, это уже не отдельные "ляпы", а "системная ошибка" из серии "Ладно, и так сойдет!".



Edited at 2017-04-22 08:56 am (UTC)
veikko_helminen
Apr. 23rd, 2017 10:44 am (UTC)
Re: С долгожданным продолжением!
Так и знал, что у Вас развитая, пусть хоть и "нерегулярная" агентура (смеюсь). Думаю, что в ЗПС могли быть дубли, где меч был подвешен клинком вверх - потом мог просто отвалиться (из-за количества дублей, разницы во времени их снятия - костюмеры могли, например, почистить мундир и задеть прикрепленный комбинированный орден, - бутафорский, наверное). А утвердили ляповый дубль, как наиболее удачный по другим параметрам.
Большой ответ? Уверен, что он представит интерес для гораздо бОльшего количества читателей, чем мы с Вами оба думаем ;).

Кстати, коллега, по приведенной Вами ссылке на ютуб в первых же комментариях... ну, Вы сами знаете. Это я к тому, что внимательные и дотошные зрители все же есть, а значит - далеко не все потеряно.

ser_serg
Apr. 23rd, 2017 11:29 am (UTC)
Re: С долгожданным продолжением!
Да, комментарии я видел и успел порадоваться тому, что неравнодушные и разбирающиеся люди еще встречаются.

Упомянутое в этих комментариях наименование "Боевого Красного Знамени" я иногда действительно встречал в неофициальной литературе и разговорах. Но в авторитетной справочной литературе ("Военный энциклопедический словарь" М., 1984; Энциклопедия "Великая Отечественная война" М., 1985; Энциклопедия "Гражданская война и интервенция в СССР" М., 1987; справочнике Г.А. Колесникова и А.М. Рожкова "Ордена и медали СССР" М., 1983 и "Сборнике законодательных актов о государственных наградах СССР" М., 1987), которую я проверял, совершенно четко прописано "Орден Красного Знамени" - без "боевого".

Конечно, хотелось бы, чтобы эти мои материалы попали в поле зрения тех, кто отвечает за кинокостюмирование и поспособствовали более внимательному отношению к процессу подбора такого рода деталей костюмов, но... Поживем - увидим!..
veikko_helminen
Apr. 23rd, 2017 12:13 pm (UTC)
Опять телепатия?!
Конечно, хотелось бы, чтобы эти мои материалы попали в поле зрения тех, кто отвечает за

Вот собирался же я в своем комментарии об этом написать! Но не знал, как Вы к этому отнесетесь. Для этого нужно какое-то инет-продвижение материалов - на что нужно, конечно, специальные навыки. И, пожалуй, соцсеть "Фейсбук" (остальные - не то), возможно, могла сыграть свою роль: там, помимо обычных граждан, много публичных персон, в т. ч. и киношников - контакт между первыми и вторыми вполне возможен (меня туда, кстати, актриса театра и кино пригласила зарегиться). Я там познакомился, к тому же, с известным белорусским искусствоведом, который приглашал меня в этом году посетить Минск и обещал мне подарить книгу "Сэрцам i думамi", посвященную творчеству (ну, Вы уже знаете мою страсть) В. Г. Мулявина и "Песняров". Остальное в личку напишу.
Простите, я отвлекся: это я все к тому, что в ФБ более быстрый интерфейс (или как это еще называется?), нежели здесь. Но там не форматируется шрифт и картинки в кучку и т. д., так что ценность публикации статьи в ЖЖ не отменяется, но с полноценной ссылкой и превью (по желанию) в фейсбуке.

Edited at 2017-04-23 12:15 pm (UTC)
ser_serg
Apr. 23rd, 2017 03:14 pm (UTC)
Она, родимая! )))))))))))))))))))
Насчет киношников, конечно, да... "если этак и государю придется, то скажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", но что-то особого желания выступать специально с поучениями и наставлениями у меня нет. К тому же все эти сетевые "прибамбасы" для меня как-то малопонятны...

Обычным поиском мои жж-материалы отыскиваются, так что, полагаю, этим можно пока что ограничиться.

Кто захочет найти, тот найдет, а кто не хочет искать, тому это всё совсем не нужно...
veikko_helminen
Apr. 23rd, 2017 04:31 pm (UTC)
Re: Она, родимая! )))))))))))))))))))
Да, Ваши материалы действительно легко отыскиваются поисковиком - так в середине лета 2012 г. (может быть даже, в этот момент Вы делали памятный пост о Высоцком - где видео с балладами), гугля насчет выяснения личности чушки, я как раз наткнулся на Вашу замечательную статью про растровую точку, но не сделал тогда комментарий, потому что, по-моему, вторично в ЖЖ еще не зерегился. Зато пришел в щенячий восторг от того, что, оказывается, есть люди, пишущие скрупулезные разборы даже такой низкокачественной ерунды (мне хомячки и тролли на разных ресурсах сильно тогда настроение попортили).
Что касается "прибамбасов": если ЖЖ еще нужно изучать, то в соцсетях, как говорится, всё для "чайников". Да и поучать никого не нужно: просто ссылки на материал быстрее расходятся.
И, коллега, пожалуйста уж, не подумайте ни в коем случае, что я Вас агитировал - я просто рассказывал на всякий пожарный, памятуя о том, что Вы не ходок.

Edited at 2017-04-23 04:32 pm (UTC)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

ser_serg
ser_serg

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

free counters
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner