?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение
(начало здесь)



8. Ну, хорошо, с описаниями холодного оружия на тех трех горизонтальных витринах вышло не совсем так, как лично нам хотелось бы, хотя, конечно, могло быть и хуже...  Но, может быть, нам повезет у витрины с огнестрельным оружием?




8.1. Вот он - "маузер", хорошо знакомый всем, кто в детстве и юности смотрел советские фильмы про гражданскую войну! Давайте отвлечемся и... "Ваше слово, товарищ маузер!"






















Кобура от "маузера" тоже хорошо видна (на фото - блики от нескольких осветительных приборов):


8.2. Что же можно прочитать в описании? Если помните, то в первой части мы усвоили правило "чтения" описаний: слева направо, сверху вниз. Давайте посмотрим повнимательнее:

8.2.1. Верхнее описание сообщает: "Пистолет ТК (Тульский, системы С.А. Коровина) с кобурой... Длина общая - 123,2 см. (в описании, похоже, опечатка.)  Длина ствола - 6,7 см, калибр - 6,35 мм". Следующее за ним описание, которое - по логике - должно относиться как раз к нижнему пистолету, гласит: "Пистолет маузер К-96, модели 1912 г., с кобурой... Длина общая 31,2; длина ствола 14; калибр 7,63 мм".

Так, подождите... Написано про две кобуры, а видим на витрине только одну... Это - раз.

8.2.2. Далее. То, что известный по всем фильмам "маузер" с длинным стволом - 14 см -


находится наверху, а другой пистолет - внизу, это нам понятно безо всяких описаний, но была ли понятна тем, кто раскладывал экспонаты и эти описания, хотя бы разница в длинах самих пистолетов (на тот случай, если - вдруг - они не смотрели советское историко-революционное кино)? Итак, перед нами два пистолета: наверху - с длинным стволом, внизу - с коротким и два описания: наверху про короткоствольный пистолет, внизу про длинноствольный. Это - два.

8.2.3. В описании пистолета ТК читаем: "На латунной пластине расположенной на правой щёчке рукояти выгравировано: "РКМ 1917 XV 1932, Гибадуллин А. За беспощадную борьбу с преступностью от Коллегии ОГПУ". Если расшифровать аббревиатуру РКМ, то получается, что эта надпись свидетельствует о награждении А. Гибадуллина к 15-й  годовщине Рабоче-крестьянской милиции, отмечавшейся в 1932-м году (тот самый день - 10 ноября по новому стилю, соответствующий 28-му октября по старому стилю, когда и был подписан Декрет о создании рабочей милиции). Все, казалось бы очень даже хорошо. Вот только... То, что написано на правой щечке рукояти, мы - при положении пистолета дулом влево - ни за что не увидим, поскольку, образно говоря, на этой самой правой щечке пистолет и лежит, а к зрителю обращена левая щечка рукояти. Напомним,  что все наставления по стрелковому делу считают право-лево от стрелка, держащего пистолет в вытянутой руке (это и так понятно всем, кто проходил срочную службу):


В данном случае - все очень четко:  пистолет в правой руке, и большой палец этой самой правой руки находится на левой стороне рукояти. Поэтому в описании, скорее всего опять допущена опечатка (перепутаны правая и левая стороны). Это - три...

8.2.4. Вернемся к самой надписи на рукояти пистолета ТК и сравним:

а) в описании: "РКМ 1917 XV 1932, Гибадуллин А. За беспощадную борьбу с преступностью от Коллегии ОГПУ"
б) на экспонате же (точнее - на левой щечке рукояти), если приглядеться, мы увидим типовую надпись: "Стойкому защитнику Пролетарской революции от РВС СССР",


которая достаточно часто встречается как на рукоятях пистолетов


так и на часах:




Другими словами - может быть на правой щечке пистолета ТК и в самом деле есть тот текст, который мы читаем в описании, вот только мы видим совсем другую сторону с совершенно другой надписью (вдруг на этом экспонате - гравировки с двух сторон?!). Неприятно, конечно, но это уже - четыре...

8.2.5. А что же за текст на рукоятке "большого" пистолета?
Описание гласит: "т. Карапетян Л.Г. За беспощадную борьбу с п-р от Коллегии ОГПУ". Как представляется, и здесь допущена опечатка, поскольку речь идет о еще одной типовой надписи: "За беспощадную борьбу с контрреволюцией от Коллегии ОГПУ":


С учетом этой поправки - с надписью на самом экспонате все сходится. Ну, хотя бы здесь - полный порядок!..


Ну вот, казалось бы и всё... Можно спокойно вздохнуть и отойти от этой витрины, подивившись уникальным способностям составителей описаний, которые не только перепутали расположение экспонатов, но и допустили не одну, а сразу несколько ошибок...

Но, к сожалению, на этом приключения витрины с двумя пистолетами не заканчиваются...

8.3. Обратите, пожалуйста, внимание на некоторые детали - форму спускового крючка и форму спусковой скобы - у представленного в витрине "маленького" пистолета:


 и сравните с формой этих же частей у пистолета ТК,

который при всех своих неоднократных модификациях сохранял очень своеобразную форму спусковой скобы...

8.4. Складывается такое впечатление, что на витрине - совсем даже не пистолет ТК... Остается вспомнить бессмертное из Козьмы Пруткова: "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим". Хорошо, не верим мы своим глазам, точнее - описанию... Но что же тогда за пистолет перед нами?


Наш экспонат, как это ни смешно, и дульной и казенной частями ствола, а также формой спускового крючка и спусковой скобы, очень похож на... "маузер" модели М 1910 (6,35 мм).

8.5. Так что же? "Так что же? Выходит у Вас два мужа? - Выходит два... - И оба - Бунши? - Оба!". Выходит, что перед нами на витрине - два "маузера"? И составители описаний запутались не в трех соснах, а в двух "маузерах"? И ведь пистолет ТК очень трудно - по названным нами характерным признакам - спутать с каким-то другим пистолетом. Однако, похоже, что всё же - спутали... Это - пять... Особенно неприятно в этой ситуации то, что в электронном каталоге ГИМа этот пистолет есть, и там он обозначен совершенно верно - как "маузер"...
А пистолет ТК с дарственной гравировкой А. Гибадуллину на правой щечке рукояти выглядит вот так:


Окончание следует...

Profile

ser_serg
ser_serg

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

free counters
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner